Гаданий было множество, простые предметы быта или домашние животные приобретали таинственный смысл, помогая раскрыть будущее. Например, куда носком упадет валенок за воротами – туда и замуж, захватывали наугад поленья или колья забора – если пара, то выйдешь замуж в этом году, если полено корявое, то и муж будет корявым. Особенно страшными были гадания в полночь перед зеркалом, в котором некоторые, по рассказам, видели своего будущего мужа.
В разделе «Праздники и обряды» книги Бардиной П.Е. «Хроника томских селений» очень много интересных рассказов о святочных гаданиях жителей томских деревень начала XX века.
Рассказывает Клавдия Никитична Иглакова, 1911 г.р. (Записано в с. Иглаково в 1996 г.). «На Рождество ребятишки раньше ходили, славили. В дом зайдут, спрашивают: «Можно прославить?». И поют, их угощают пирогами, сладостями. Приходят из церкви, разговляются. На Святки «маскаруются»: шубу выворотят, шапку, маску на лицо, с балалайкой ходили. Маска – это тюль на лицо одевали или платком лицо закрывали. На Новый год ворожили. Обнимают частокол – если на пару, выйдет замуж, не пара – одна останешься. Овечек ловили – черный или белый будет жених. Петуха пускали – к зерну подойдет, богатый жених будет; к воде – пьяница. Ходили на паперть к церкви и слушали в 12 часов ночи. Если «Исайя ликуй» услышишь – к свадьбе, если заупокойную – плохо. На «раздорожицу» – перекресток дорог ложились, слушали, откуда колокольцы будут звенеть. Столы нагревали – гадали. Стол должен быть без гвоздей. Треугольный стол – угловик такой был. Было нас трое, все руки на стол, пустое блюдо посредине. Загадывали – выйдешь ли замуж. Долго нагревали, стояли – и начинал по очереди отвечать. И сбылось. Полешки – поленья из поленницы наугад в темноте вытаскивали: если гладенькое попадется – не за рябого выйдешь, если корявое – за рябого. Старшая сестра в 12 ночи перед зеркалом сидела, золотое кольцо в стакан с водой положила, свечи зажгла. И ей показалось, как будто кто-то открыл дверь. Загасила свечу – в этот год замуж вышла».
Рассказывает Басалаева Таисия Михайловна, 1917 г.р. (Записано в с. Ярское в 1994 г.) «На Святки гадали – вёдра закрывали на замок, и ключ под голову клали. Кто ночью во сне придет – тот и жених будет. На кольцо тоже ворожили, правда сама не «вораживала». Надо в чистую тарелочку насеять золы, на неё поставить стакан с водой, в него положить кольцо обязательно венчальное, можно и не золотое. За стаканом поставить зеркало, и в зеркало смотришь через кольцо. Кого увидят в зеркале из-за своего плеча, сзади кто-то покажется - это и будет жених. Так ворожили ночью, в час ночи, «когда беси дикуют». Ещё бумагу жгли на досочке. Сожмешь бумагу клубком, подожгешь и поднимешь к стене – какая на стене тень будет. Петуха с курицей выпускали и ставили воду в тарелочке. На тарелочку клали кольцо. Если курица с петухом вместе в колечке воду пьют – то жить будешь с мужем дружно, если по разности – то недружно. Ещё через ворота пимы бросали – куда носком упадет, в ту сторону и замуж пойдешь. Ещё гадали в кругах. Выходили за деревню на «росстань» - перекресток. Чертили по снегу палкой три круга: первый большой, второй поменьше, а третий – маленький. Потом в него садились и слушали – где «колокольцы» будут звенеть, оттуда и жених будет. Ребятишки узнают, что девки пошли гадать в кругах, возьмут колокольцы и бегают по деревне, звенят. Гадали по городьбе. Раньше заплот был из горизонтальных бревен, захватишь его снизу доверху и считаешь «молодец – вдовец». Сама два раза так делала, и всё вдовец выходил. Подружки говорят: «Ну, ты, Таська, за вдовца выйдешь». И правда так и есть - муж мой вдовцом был, за него вышла. В бане тоже гадали. Брали из каменки камни не сильно горячие, но теплые, и бросали в воду. Если камень зашипит, то муж сердитый будет. А как он не зашипит, если бросить в холодную воду горячий камень? У подружки баня была на берегу реки, так один раз гадали, чуть не всю каменку растащили».
До конца января 2023 года есть возможность сделать предзаказ книги (12 шт.) или заказать её электронный вариант до выхода в печать, и ещё в качестве вознаграждения осталась 1 консультация этнографа, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника музея П.Е. Бардиной. Выбрав вознаграждение «Я меценат» мы с благодарностью напечатаем ваше имя (или название организации) в книге!
Зайдите по ссылке на страницу проекта «Издание книги «Хроника томских селений» и выберете любое из этих вознаграждений!